Особенности творчества Клода Дебюсси

Страница: 5/12

Заключающую цикл Токкату можно отнести к тому же типу пьес, что и Прелюдия, но в ней более последовательно выражен принцип непрерывного движения, поэтому её характер более одно­родный.

Прелюдия, Сарабанда, Токката открывают собой ряд фортепь­янных сборников, написанных Дебюсси в зрелый период творчества. В 1903г. возникают «Эстампы»: «Пагоды», «Вечер в Гренаде», «Сады под дождем». В 1905г. создается первая серия «Образов»:«Отражения в воде», «Посвящение Рамо», «Движение», через два го­да - вторая серия: «Колокольный звон сквозь листву», «И луна спус­кается на место, где некогда был храм», «Золотые рыбки». Все эти произведения содержат по три пьесы. Эта тенденция впервые выяви­лась в романсах и симфонической музыке Дебюсси.

В сериях пьес, написанных вслед за Прелюдией, Сарабандой и Токкатой, усиливаются программно-изобразительные и импрессио­нистские тенденции.

1903 год ознаменован появлением «Эстампов». Любопытно само заглавие «Эстампы». В «Ноктюрнах» для оркестра название му­зыкальной пьесы трактовалось в живописном аспекте. Теперь пьесы получают название из терминологии живописи и графики. В своих произведениях Дебюсси воплощает эмоцию-настроение в слиянии с живописными впечатлениями, стремится названием дать толчок вос­приятию слушателя, направить его воображение. Отсюда и тяготение к живописным заглавиям. И впоследствии композитор пользуется такими названиями как «Эскизы», «Картины».

Одна из самых интересных пьес в «Эстампах» - это «Сады под дождем». Подобно Прелюдии и Токкате из предшествующей фор­тепьянной серии, эта пьеса отличается быстрым непрерывным дви­жением и четкой ритмической упругостью. В интонационном отно­шении наблюдается связь с Прелюдией, так как основой главной те­мы служит одна и та же французская песня. В «Садах под дождем» на первый план выходят характерные черты образа, связанные с про­граммным замыслом. Однородное ритмическое движение шестна­дцатых и возникающее на его фоне «капельки» мелодических звуков staccato имитируют «музыку» летнего дождика. Чтобы передать кра­сочные эффекты меняющегося солнечного освещения, композитор очень тонко, постепенно приводит к замене минора мажором. В кон­це пьесы звучит светлая, ликующая музыка словно гимн расцветаю­щей природы.

Другая замечательная пьеса «Эстампов» - «Вечер в Гренаде». Здесь Дебюсси с исключительным мастерством рисует живописную картинку испанского народа. Эта пьеса написана в манере, отчасти напоминающей письмо «Бульвара Капуцинок» Клода Моне. В обоих произведениях авторы стремятся передать общее впечатление от большого пространства уличного движения, пёстрой красочной тол­пы. Их интересует преимущественно целое, а не детальное рассмот­рение отдельных явлений. Этот принцип определяет характерное строение «Вечера в Гренаде»: небольшие разнообразные построения, отсутствие длительного развития тем. Написанная свободно по фор­ме пьеса, производящая впечатление непринужденно сменяющих друг друга картинок жизни испанского народа, пьеса композиционно стройна и завершена. Единству целого способствует жанровая осно­ва: пьеса пронизана метроритмом хабанеры. В характере этого танца написаны важнейшие темы произведения. Организующую роль иг­рает и рондообразный принцип чередования тем и обрамление пьесы материалом вступления.

В этом произведении Дебюсси создает впечатление простран­ственной перспективы и это впечатление длится на протяжении всей пьесы. В первых же тактах последовательно восходящие октавныс ходы раскрывают все большее пространство и создают широкую перспективу, а в дальнейшем в эту «звуковую раму» «вписывает» об­разы своей музыкальной картины.

К лучшим образам природы, когда-либо созданным Дебюсси, относится пьеса «Отражения в воде». Это не только живописная кар­тинка, но и проникновенное «вслушивание» в мир «водяного царст­ва». В начале возникает образ спокойной водной глади, но вот спо­койствие нарушается еле уловимым движением, всплеском. После мига безмолвия - новый трепет водяной поверхности .

В течении трех лет (1910-1913) исполняются и опубликовыва­ются два тома «Прелюдий» - в каждом по 12 пьес. В прелюдиях Де­бюсси предстают: пейзажи, портреты, легенды, произведения искус­ства, сцены. Пейзажи представлены такими прелюдиями как «Паруса», «Что видел западный ветер», «Ветер на равнине», «Вереск», «Шаги на снегу», «Холмы Анаканрии». В них Дебюсси во­площает свои впечатления от природы.

В портретах: лирическом «Девушка с волосами цвета льна» и юмористическом «В знак уважения С.Пичвику эск. П.Ч.П.К.» мы можем видеть и светлый обаятельный образ, который достигается Дебюсси певучестью и широтой мелодии, а также образ совершенно соответствующий герою Диккенса, ироничному и добродушному од­новременно. Комизм этой пьесы в неожиданных контрастах от серь­езного тона к шутливо-игривому.

В легендах: «Ундина», «Танец Пёка», «Феи, прелестные тан­цовщицы», «Затонувший собор» Дебюсси обращается к миру народ­ной фантастики. В этих пьесах сказалось исключительное мастерст­во композитора в передаче пластики и разнообразных форм движе­ния. А так же в использовании характерных для каждого образа фактурно-гармонических средств.

Реферат опубликован: 31/07/2006