Музыка как ценность

Страница: 3/3

Что есть дух и материя? Разница между духом и материей такая же, как между водой и льдом: замёршая вода есть лёд, а растаявший лёд есть вода. Именно дух в его плотности мы называем материей4 именно материя в её тонкости может быть названа духом.

Красота же рождается из гармонии. Что есть гармония? Гармония – это правильная пропорция, правильный ритм. А что есть жизнь? Жизнь есть результат гармонии. За всем творением стоит гармония, и весь секрет творения – в гармонии. Интеллект стремится достигнуть совершенства гармонии. Что человек называет счастьем, удобством выгодой, выигрышем, всё к чему он стремится, чего желает достигнуть, есть гармония, в меньшей или большей степени. Даже в достижении самых светских, мирских вещей он всегда желает гармонии. Очень часто его методы неправильны. Предмет, достижимый как хорошими, так и плохими методами тот же самый, но путь, которым стремится достигнуть его, делает его хорошим или плохим.

Обрести духовность – значит осознать, что вся вселенная – это одна симфония; в ней каждый индивид является нотой, а его счастье в том, что бы стать в совершенстве настроенным на гармонию вселенной. Человека делает духовным не следование определённой религии или определённой вере, или фанатизм по отношению к какой-то идее, или даже то, что бы стать слишком хорошим для жизни в этом мире. Предельное, первичное благо есть сама гармония.

Музыка является миниатюрой гармонии все вселенной, потому что гармония вселенной есть жизнь, а человек, будучи миниатюрой вселенной, демонстрирует гармоничные или негармоничные аккорду в своём пульсе, в ударах сердца, в ритме, тоне. Его здоровье или болезнь, радость или неудобство – всё говорит о музыке или отсутствии музыки в его жизни. А чему музыка учит нас? Музыка помогает нам тренировать себя в гармонии, и именно в этом магия, или тайна, музыки. Когда вы слышите музыку, которая вам нравится, то она настраивает вас на гармонию с жизнью. Поэтому человек нуждается в музыке.

Многие говорят, что им не нужна музыка. Но на самом деле они просто не слышали её. Если б они действительно слышали музыку, она бы затронула их души, и они не могли не любить её. Если любви нет, то это всего лишь значит, что они не слышали её достаточно и не сделали свое сердце спокойным и тихим для того, чтобы слушать её, наслаждаться и ценить её. Кроме того, музыка развивает способность, с помощью которой человек учится ценить всё, что есть хорошего в науки и искусстве, - в любой форме человек может ценить аспект красоты. Тяжесть человеческого тела и его сердца лишает его окружающей красоты. Его тянет вниз, к земле, поэтому он становится ограниченным. Такие чувства как нежность, терпимость, всепрощение, любовь, понимание ­­­­–­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ всё это приходит из лёгкости, в душе и теле.

Откуда приходит музыка? Всё это приходит из естесвенной, духовной жизни, которая внутри. Когда проявляется эта духовная жизнь, она облегчает все ноши, которые человек несёт. Она делает его жизнь спокойной, как плавание по океану безмятежности. Способность понимания делает человека лёгким. Жизнь подобна океану. Когда не понимания, нет восприимчивости, человек тонет, погружается как железо или камень на самое дно.

Что замечательно в музыке, так это то, что она помогает человеку концентрироваться или медитировать независимо от мысли; поэтому музыка представляется мостом над пропастью между формой и бесформенным. Если есть что-то интеллектуальное, эффективное и в то же время бесформенное, то это музыка. Поэзия предлагает форму, линия и цвет внушают форму, но музыка не намекает ни на какую форму. Она создаёт резонанс, поднимая мысль над плотностью материи; она почти превращает материю в дух – в её изначальное состояние – посредствам гармонии вибрации, затрагивающей каждый атом человеческого существа. Красота линии и цвета могут продвинуться очень далеко, но не дальше формы; радость аромата может продвинуться чуть дальше; но музыка нашего самого глубокого, самого внутреннего бытия, и таким образом производит новую жизнь, - жизнь, дарующую восторг всему существу человека, возвышая его до того совершенства, в котором лежит претворение и исполнение человеческой жизни.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука. Сборник. – М.: Сфера, 1997. – 336 с. – Серия « Суфийское послание ».

Реферат опубликован: 25/11/2006