Музыка в Советский и постсоветский периоды

Страница: 4/13

Вот опубликованные в 50—60-е годы ранее неизвестные факты музыкальной жизни в первые годы после Октября.

Петроград. 19 июля 1920 года—день открытия в Таврическом дворце Второго конгресса Коммунистического Интернационала.

«После заседания Ленин вышел из дворца в толпе делегатов вместе с Горьким,— вспоминает Константин Федин.— День был сверкающе синим. Над головами несли трехметровый венок из дубовых веток и красных

роз, чтобы на площади Жертв Революции возложить его на могилы тех, чья жизнь была непреклонной в бурях, как дуб, прекрасной — как цветение розы» .

« .Навсегда запомнилось торжественное шествие посланцев трудящихся мира, следовавших во главе с Владимиром Ильичом меж белоснежных шпалер балтийских моряков, составивших бескрайний живой коридор почетного караула через всю площадь. И не забыть потрясающего момента, когда под гром пушек с верхов Петропавловской крепости, над Марсовым полем, над Инженерным замком, над всем городом поплыла призывно скорбная мелодия траурного марша из „Гибели богов" [Р. Вагнера]»". Исполнителем был сводный духовой оркестр в составе пятисот человек, дирижировал А. Мар-гулян.

Музыка для воинов Красной Армии. В годы гражданской войны, когда все силы страны были мобилизованы на защиту социалистического отечества, музыкальное искусство стало одним из могучих средств духовного вооружения революционного народа.

В летописи гражданской войны сохранились многочисленные факты, документы, говорящие о большой музыкально-просветительской работе, которая велась на фабриках и заводах, в частях Красной Армии и Флота.

Вот некоторые из этих данных.

«Со второй половины августа 1919 г. до конца гражданской войны симфонический оркестр Балтфлота еженедельно проводил для частей Петроградского гарнизона так называемые музыкальные „понедельники". Это были массовые митинги-концерты, состоявшие из докладов на актуальные политические темы и популярных музыкальных программ, сопровождающихся пояснением лектора .» «Проведено уже свыше 30 „понедельников" . Каждый посвящается музыкальному творчеству того или другого из великих мастеров музыки. Перед аудиторией проходит ряд содержательных оркестровых произведений Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского, Вагнера, Скрябина и других . — писал военкор в газете „Боевая правда" от 16 июня 1920 года.—Эти „понедельники" не прекращались даже в дни обороны Петрограда от белых банд Юденича».

Песни революции и гражданской войны. Огромную роль в героической борьбе и повседневном быту народа сыграли революционные песни. Они звучали повсюду: на улицах и площадях, на демонстрациях и революционных празднествах, на собраниях и митингах, в частях Красной Армии и Флота, в боевом походе и на привале.

Песни гражданской войны отличались разнообразием жанров: революционные песни-гимны, боевые походные песни, лирико-повествовательные, веселые молодежные песни, задорные, хлесткие частушки.

Песенное творчество этого времени можно разделить на несколько групп:

Революционные песни-гимны, известные и распространившиеся в России еще до Великой Октябрьской социалистической революции. В числе их «Интернационал» (ставший государственным гимном Советской республики), «Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка», «Рабочая марсельеза», «Похоронный марш» («Вы жертвою пали в борьбе роковой»), «Замучен тяжелой неволей», «Красное знамя», «Мы кузнецы».

Песни, возникшие в результате переосмысления старых популярных мелодий, которые пелись с новыми революционными текстами. Таковы «Смело мы в бой пойдем за власть Советов», «Моряк», «Гей, по дороге войско красное идет», «Мы красные солдаты», «Проводы», «Расстрел коммунаров».

Реферат опубликован: 13/12/2008