Жизнь и творчество Людвига Ван Бетховена

Страница: 2/7

Музыкальные способности проявились у Людвига рано, и отец меч­тал при помощи таланта сына поправить свои материальные дела. По всей Европе гремело тогда имя Моцерта: каждый мог порассказать тог­да немало историй о гениальном ребенке, поражавшем своей игрой и композициями королей и музыкантов. Но если отец Моцарта, тоже музы­кант, лелеял талант сына и развивал его продуманными систематичес­кими занятиями, то безалаберность Иоганна Бетховена проявилась и в воспитании сына. Он задался целью во что бы то ни стало сделать и Людвига виртуоза и заставлял его до бесконечности повторять скучные упражнения, не редко доводя ребенка до слез. Отец был вспыльчив и груб, хотя и любил ребенка на свой лад. А мать, которую Людвиг обо­жал, была лишена возможности уделять ему время и внимание.

Людвиг очень быстро овладел нотной грамотой и свободно играл с листа; почти одновременно у него проявился дар импровизатора. В 8 лет он уже выступал в Кельне, а в 11 совершил первое заграничное турне, посетив Родину своих предков.

С учителем Бетховену долго не везло. За четыре года он сменил не менее 5 учителей, многие из которых совсем не заслуживали этого имени. Друг старого Людвига, придворный органист Эден, некоторое время обучал Бетховена игре на органе. Затем актер Пфейфер учил его играть на клавесине и флейте. Пфейфер был другом отца юного компо­зитора,был так же жесток как Иоганн. Вскоре он был изгнан из теат­ра,что подтвердило его никчемность, как клавесиониста.

"На смену Пфейферу пришел монах Кох, под руководством которого Бетховен достиг таких успехов в игре на органе, что мог заменить своего учителя во время церковной службы."Затем был еще один монах, Ханцман. И,наконец, скрипач Ровантини, научивший Людвига игре на скрипке и альте.

Много лет спустя, Людвиг жаловался своему ученику, что не смог получить в детстве настоящего музыкального образования.

Общее образование Бетховена было еще более отрывочным и несис­тематичным. Но не смотря на это , он упорно занимался изучением языков. Он знал: французский, немецкий, греческий, итальянский, ла­тынь.

Людвиг рос заброшенным ребенком. Трудные условия жизни, бед­ность сделали его взрослым рано, сформировали черты характера. У Бетховена было необычайно развито чувство собственного достоинства, независимости. Но мальчик рос задумчивым и замкнутым.

Несмотря на скудное образование, Бетховен выработал хороший

1) Кремнев Б. Бетховен // Жизнь замечательных людей. - выпуск

12, - М., 1961г., стр. 45.

вкус и прекрасно разбирался в литературе. Любимым его чтением была

античная литература. Наряду с античной Бетховен увлекался и анг­лийской литературой, его любимым автором и кумиром на протяжении всей его жизни был Шекспир. Он так же любил и немецкую литературу, Гете, Шиллера.

В 11 лет у Людвига появился, наконец, настоящий наставник, ко­торый завершил его музыкальное образование и немало сделал для фор­мирования взглядов и вкусов. Это был Кристиан - Готлоб Нефе. Начав заниматься с Бетховеном, Нефе сразу же ввел его в театр. На бонн­ской сцене ставились одновременно и драматические и оперные предс­тавления. Людвиг не только посещал спектакли, присутствовал на ре­питициях, но и разучивал партии с певцами. В 1782году, после смерти Эдена, Нефе добился места придворного органиста в капелле курфюрста и сделал Людвига своим помощником - кандидатом без оклада, ждущим освобождения штатного места.

Бетховен упорно работал под руководством Нефе, нередко заменял его за органом, поражая всех своими импровизациями. Нефе предсказы­вал Бетховену великое будущее, говорил что тот станет вторым Моцер­том. Благодаря своему учителю Бетховен был знаком с творчеством ве­ликих пианистов мира, с их музыкой, их стилю.

В первых сочинениях юного Бетховена - вариацию на тему марша малоизвестного композитора Дресслера и трех сонатах для клавесина,

- естественно еще не проявляются свойственные ему черты, хотя жанры вариаций и сонаты станут типичными для его творчества. Пока же Бет­ховен учится и терпеливо ждет места.

2) Юность.

Он получил его в 13 лет, после смерти старого курфюрста. Теперь Бетховен - придворный музыкант. Постепенно Бетховен завоевывает признание в Бонне - и не только как великолепный импровизатор - ор­ганист и клавесинист, но и как композитор. В 14 лет им уже написаны 3 квартета, фортепьянные пьесы, песни и даже задуман фортепьянный концерт. Его приглашают выступать в аристократические дома, там же он дает уроки музыки. Но теперь это уже не удовлетворяет его. Бет­ховен мечтает учится у Моцерта. И, скопив и заняв денег, весной 1787 года отправляется в Вену.

Реферат опубликован: 28/03/2009