Возникновение музыки

Страница: 4/8

Пытаясь понять, как музыка действует на психо­логию человека и стараясь научиться управлять этим воздействием, арабские философы древности совето­вали: «Умному музыканту не следует играть зря, на­чинать надо с нижней струны лютни, чтоб внушить слушателям мужество, далее дать дышащую любовью мелодию и напевы, увлекающие к пляске, и, нако­нец, сладкие звуки, манящие к полному покою».

Однако сегодня наше восхищение вызывают не столько авторы сказаний, поэтичных мифов, преда­ний и поучений, наделявшие музыку сверхъестествен­ной, магической силой, сколько те мыслители, кото­рые поняли и впервые поведали миру о реальной силе музыкального искусства. Кажется поразитель­ным, что более двух тысяч лет назад, когда музыка делала еще первые робкие шаги, в умах древнегре­ческих философов могла зародиться мысль, глубиной своей предвосхищавшая лучшие достижения музы­кального искусства будущего. Она звучит так: музы­ка — величайшая сила, способная заставить чело­века любить и ненавидеть, прощать и убивать.

Со времени, когда были произнесены эти слова, пройдет еще много веков, пока начнется живая исто­рия музыки, музыки, которую мы слышим и испол­няем сегодня. Но этот момент можно считать той важнейшей отправной точкой, когда музыка была признана и призвана стать Искусством в самом вы­соком значении этого слова.

МУЗЫКА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ:

НЕ ТОЛЬКО ПИРАМИДЫ .

Сфинксы и пирамиды — вот первое, что вспоми­нает обычно каждый, когда речь заходит о Древнем Египте. Между тем в период рас­цвета этой крупнейшей цивилизации древнего мира поэзия и музыка были не менее популярными видами искусства, чем архитектура и скульптура. Есть все основания полагать, что и в этих областях египтяне достигли вершин под стать вершинам их пирамид.

Так, оказывается, что у Пушкина, написавшего под впечатлением оды римского поэта Горация зна­менитые пророческие стихи «Я памятник себе воз­двиг нерукотворный .», был и гораздо более древний предшественник. Еще в XIII веке до н. э. безвестный египетский писец вывел на свитке папируса строки, рожденные, возможно, за несколько столетий до него и предвосхищающие мысли и Горация, и Пушкина:

Мудрые писцы .

Они не строили себе пирамид из меди

И надгробий из бронзы.

Не оставляли после себя наследников,

Детей, сохранивших их имена.

Но они оставили свое наследство в писаниях,

В поучениях, сделанных ими .

Десятки веков, прошедших со времени существо­вания Древнего Египта, по-своему осветили достиже­ния искусства той далекой эпохи. Мы можем сегодня воочию восхищаться памятниками архитектуры египтян. По сохранившимся рисункам и скульптурам известно об их изобразительном искусстве. Сложнее обстоит дело с древнеегипетской музыкой, история не сохранила ее образцов. И мы, возможно, ничего не знали бы о ней, если бы не дошедшие до нас про­изведения других искусств. Настенные изображения в гробницах, бесценные строки литературных сочи­нений помогают нам представить многие интересней­шие подробности музыкальной жизни Древнего Египта, воссоздать картины музыкального быта этой страны.

.За длинным широким столом, уставленным раз­нообразными угощениями, собрались все — и хозяин дома, и его многочисленные гости. Однако к еде ни­кто не притрагивается. Но вот по знаку хозяина в просторную залу один за другим входят музыканты и выстраиваются вокруг стола. Их около ста. Следует еще один знак, и помещение оглашается звуками му­зыки. Трапеза начинается .

Такую сцену можно было наблюдать в Древнем Египте в доме богатого вельможи.

Нечто подобное мы и видим на великолепно со­хранившейся фреске гробницы в эль-Марна. Перед нами открывается картина, на которой видны и фараон, и его окружение. Она поражает множеством изображенных музыкальных инструментов, среди которых едва ли не самое почетное место занимают столь любимые египтянами арфы.

Впервые иероглиф, обозначающий слово «арфист», встречается в захоронении, относящемся к 4-й династии Древнего царства. Сами арфы, изображенные на рисунках этого периода, еще ничем почти не отличаются от простого лука. Совершенно иным инструмент стал во времена 12-й династии. На одной из фресок, созданной в этот период, за­печатлена такая сцена: мать, кормящая грудью ребенка, слушает стоящего рядом на коленях певца, которому аккомпанирует арфист. Его инструмент уже напоминает современную арфу. Но поистине «царским» этот инструмент стал в период правления основателя 20-й династии Рамзеса III. Арфу начина­ют отделывать тонкой резьбой, золотом, черепаховой костью. Подножие инструмента украшается символическими фигурами сфинксов, зверей, головами богов и богинь.

Реферат опубликован: 11/08/2007