Опыт реконструкции индоевропейской космологической традиции

Страница: 10/14

Согласно теогонии орфиков, первыми владыками Вселенной были Эврином и Офиона – змеевидные существа, владевшие Олимпом и низринутые вглубь Океана. По другим верованиям, сам Океан был прародителем всех богов. Платон в «Тимее» также перечисляет четыре поколения богов, во главе которых стояли поочередно Уран, Океан, Крон, Зевс,(19) т.е. есть все основания считать олимпийцев четвертым поколением небожителей. Олимпиадор в комментариях к платоновскому “Федону” выстраивает иную последовательность: “У Орфея рассказано о четырех царствах: первое – Урана, которое наследовал Крон, после Крона царствовал Зевс, преемником Зевса был Дионис”.(20) О четвертичной истории мира повествуют Гесиод и Овидий, выделяя в порядке регресса Золотой, Серебряный, Медный и Железный века. В последнем, наиболее порочном, и существует актуальное человечество.

Согласно некоторым источникам, первоначально на Руси существовал культ упырей и берегинь, последовательно сменившийся культом рожаниц Лады – Лели, культом Рода и культом Перуна. По другой классификации, мифологические представления древних славян прошли следующие этапы: хаотическая «Досварогова» эра (дикость, гетеризм, «жены блудяху»), эра Сварога, в течение которой обустраивался мир (начинается использование металлов, устанавливается моногамия), эра Дажьбога (продолжение процесса государственного и общественного устройства, дарование законов), и, наконец, «современная» эра Перуна.(21) В обоих случаях на момент сложения этой системы, на земле царствовало все то же четвертое поколение богов во главе с громовержцем Перуном. Отголоски четвертичной истории мира встречаются и в русских сказках, чей герой, попавший в Иной мир, где время теряет свою линейность и необратимость, проходит последовательно Золотое, Серебряное, и Медное царства, сражаясь с хтоническими персонажами, наделенными железными зубами и когтями.

Из четырех циклов, на которые делится ирландская эпическая литература, первый повествует о мифическом периоде истории Ирландии. Согласно входящим в него сагам, первая волна переселенцев прибыла на остров под предводительством королевы (богини) Кессайр и погибла в результате потопа. Вторую возглавил Парталон, начавший выводить землю из состояния первичного Хаоса, создавая озера, реки, равнины, распахивая новь, изобретая рыбную ловлю, охоту, земледелие, скотоводство. Его подданные погибли от какой-то эпидемии, разразившейся на острове. Переселенцы третьей волны, во главе с Немедом, продолжившили было обустройство мира, но часть их попала под власть обитавшего где-то за морем и обладавшего магическими знаниями хтонического народа фоморов, часть вынуждена была бежать. Потомки последней вернулись в Ирландию под именем Фир Болг. Переселенцы четвертой волны – носители эзотерического знания - Туата де Даннан («Племена богини Данну») прилетели на тучах и одержали победы над Фир Болг и фоморами. Следующими упоминаются уже исторические гойделы («Сыновья Миля» как они названы в сагах).

И здесь мы встречаемся с четырьмя историческими цикламии поколениями богов (героев в координатах ирландской традиции), последнее из которых представлено тремя братьями – «тремя богами Данну» (см. ниже).

Выше упоминалось, что, первым властителем скандинавского Космоса был гермафродитный великан Имир, породивший великанов Гримтурсенов. Волшебная корова Аудумбла вылизала изо льда великана Бури, породившего Бера - отца четвертого поколения небожителей: братьев Одина, Вилли и Ве.

Возможно, что четверичное деление жизненного цикла основывается на простом наблюдении за природой: это четыре времена года, четыре части суток – «микрогода», четыре этапа человеческой жизни, чтыре фазы Луны. Не случайно четыре зверя и всадника Апокалипсиса ап. Иоанна, испытывавшего ощутимое влияние учений языческой античности, – символ исполнения времен.

Реферат опубликован: 6/11/2007