Взаимоотношения производственного предприятия с бюджетом

Страница: 6/21

Таким образом, жесткая рестриктивная бюджетная политика в условиях переходного периода становится объективной необходимостью. Без нее стабилизации в экономике и финансах не добиться.

Причины инфляционных процессов в России состоят в увеличении прибыльности предприятий при сокращении объемов производства и реализации товаров и услуг, монополизме производителя и отсутствии конкуренции, ликвидации взаимосвязи между увеличением доходов и производительностью труда. Последствия инфляционных процессов общеизвестны: эмиссия денег и их обесценение, растущая –дефицитность госбюджета, увеличение государственного долга.

В числе причин инфляции особо следует об экономическом поведении хозяйствующих субъектов, которые, ссылаясь на высокий уровень налогообложения, идут на завышение цен (там, где это возможно) с целью получения необходимой массы прибыли, сократившейся от очередного роста налоговой ставки.

Увеличение доли налоговых отчислений от балансовой прибыли в основном обусловлено ростом средней заработной платы, превышающим ее нормируемый не облагаемый налогом уровень, выплатами ряда налогов и сборов, которые ранее относились на себестоимость (налог на имущество, налог на рекламу).

Налоговая емкость ВВП должна быть оптимальной: золотая середина определяется на стадии бюджетного планирования (прогнозирования) исходя их потребности государства в финансовых ресурсах и необходимости сохранения (создания) системы эффективного функционирования экономики.

1.4 Виды налогов

Согласно Закону РФ «Об основах налоговой системы» впервые в российской практике налоги разделены на три вида:

- федеральные;

- налоги субъектов Федерации (территориальные);

- местные налоги.

Федеральные налоги вводятся и устанавливаются федеральными законодательными органами власти (Государственной Думой и Советом Федерации) и взимаются на всей территории страны.

К федеральным налогам относятся:

- налог на прибыль с предприятий;

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы на отдельные группы и виды товаров;

- подоходный налог с физических лиц;

- налог на операции с ценными бумагами;

- таможенные пошлины;

- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- платежи за пользование природными ресурсами;

- отчисления в дорожный фонд;

- гербовый сбор;

- государственная пошлина;

- налог с имущества, переходящего по наследству или дарением;

- сбор за использование названия «Россия»;

- специальный налог с предприятий;

- транспортный налог с предприятий;

- сбор за регистрацию банков и их филиалов.

Ставки федеральных налогов и пропорции зачисления собираемых средств в бюджеты разных уровней устанавливаются законодательными актами и Указами Президента. В условиях трансформирования экономических отношений в России изменения и уточнения в механизме налогообложения происходят ежегодно и даже чаще.

Полностью в федеральный бюджет зачисляются лишь таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за использование названия «Россия», сбор за регистрацию банков и их филиалов. Доля этой налоговой массы очень незначительна. Все остальные и к тому же основные налоги в различных пропорциях поделены между федеральным бюджетом и бюджетами территорий.

Территориальные (субъектов Федерации) бюджеты имеют также собственные, закрепленные за ними налоги:

- налог на имущество предприятий;

- лесной доход;

- плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

- сбор на нужды образовательных учреждений;

- сбор за регистрацию предприятий.

Муниципальные органы власти получают в свои бюджеты как часть сумм от федеральных налогов, так и собираемые местные налоги. Их перечень регламентирован федеральным законодательством, но не является обязательным для введения в действие всех 23 налогов. Лишь три местных налога подлежат безусловному взиманию в бюджет: налог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Использование остальных местных налогов является прерогативой местных властей, однако по большинству налогов установлены верхние пределы ставок. Наиболее распространенными в настоящее время являются:

- сборы за право торговли;

- сборы на содержание милиции и благоустройство;

- налог на рекламу;

- сбор за выдачу ордера на квартиру;

- сбор за право использования местной символики;

Реферат опубликован: 13/12/2009