Становление епископальной церкви

Страница: 2/7

Римский мир оказался сравнительно недолгим. Уже при последних Анто­нинах начались вторжения на территорию империи германских племен. Рим начал длительную и безнадежную борьбу с варварами. То тут, то там вспыхивали внутренние восстания.

В конце III века удалось временно стабилизировать внутриполити­ческое положение. Это было достигнуто в значительной степени бла­годаря тому, что пришедший к власти Диоклетиан установил открытую монархическую систему правления - доминат ( от латинского доминус

- господин). Но стабилизация была недолговечной. Натиск варваров не ослабевал, империя теряла одну область за другой. В конце IV века произошло официальное разделение империи на Восточную и За­падную, а в V веке Западная римская империя прекратила свое су­ществование, и на ее месте возникли варварские королевства.

Изменения в общественной структуре II - III веков не могли не ока­зать влияния на социальную психологию и идеологию различных слоев населения империи. Это было время кризиса и изживание античного мировоззрения, основанного на предствалении о разумности миропо­рядка. Для массового сознания того времени, была характерна вера в колдовство, магию, прорицателей, страсные надежды на чудо. Появи­лось огромное количество не только проповедников, но и чудотвор­цев.

Среди народных масс империи II - III веков распостраняются различ­ные неофициальные религиозные союзы, почитающие одно божество, ко­торое в их глазах было единым и могучим. В разных провинциях можно найти посвящения богу всевышнему, богу безымянному; много людей поклонялись солнцу и различным солнечным божествам. От малой Азии до Британии можно было найти почитателей иранского солнечного бога Митры, культ которого начал распостранятся еще в I веке. Некоторые исследователи называют митраизм соперником христианства. Главным праздником Митры был день зимнего солнцеворота - 25 декабря, кот­рый потом был преобразован в праздник рождеста христова. По своему происхождению и характеру митраизм был ближе к традиционным веро­ваниям населения империи, чем христианство: в митраизме не было строгого единобожия. Но именно это сходство с терявшими популяр­ность древними многобожными религиями, а также большая замкнутость митраистких общин не позволили митраизму превратится в мировую ре­лигию.

Для новых философских систем, распостранившихся в империи, было ха­рактерно взаимопроникновение мифологии и философии: мифические об­разы в них абстрагировались, а абстрактные понятия выступали как сами по себе действующие сущности. Некоторые из таких построений не были рассчитаны на логическое их понимание: они должны были восприниматься как цельный образ, как картина, за которой скрыта непостижимая сущность космоса. Многие из подобных идеалистических учений поздней несомненно оказали влияние на становление христи­анской теологии. К числу таковых следует отнести оформившийся в III веке неоплатониз. Получает распостранение учение о логосе, созданное еще в I веке Филоном из Александрии, который стремился сочитать иудейское вероучение с греческой идеалистической филосо­фией.

Среди религиозно-философских групп, непосредственно примыкавших к христианству, проникавших в него и соперничавших с ним, были груп­пы гностиков. Они считали целью существования человека, пробудить экстатическое (не рациональное) знание о божестве и соединить свой с дух с мировым духом.

Подобные религиозно-филосовские учения не носили и не могли носить массового характера: их сложность, иногда нарочитая, отгорожен­ность от окружающего общества, неразработанность этических норм, в которых так нуждались люди в распадающемся античном мире - все это тормозило широкое распостранение учений гермистов, гностиков и других. Но само обилие таких религиозно-филосовских групп показы­вает, в каком направлении шли духовные поиски в Римской империи II

Реферат опубликован: 26/08/2009