Спорные вопросы крещения Руси

Страница: 5/7

Василевский В.Г. предположил, что византийское посольство появи­лось в Киеве уже вскоре после разгрома болгарами войск Василия в 986 году ( Василевский В.Г. Труды. т.11 С.88).К этому году "Повесть вре­менных лет" относит прибытие греческого посольства, по ее словам, с чисто миссионерскими целями.

По договору 971 года Русь обязалась помогать Византии в случае на­падения на нее. Но Владимир, как и его отец Святослав не желал высту­пать в качестве простой наемной силы. За военную помощь, которую он готов был предоставить, он потребовал высокое вознаграждение - руку сестры императора. Это означала по-существу, что византийцы должны признать русского князя равным им. Критическое положение Василия выну­дило его уступить домогательствам русского князя. Он объявил, что го­тов отдать ему в жены Анну, при условии крещения того. Почва для при­нятия христианства была уже достаточно подготовлена и Владимир принял условие Василия и без промедления послал 6000 отряд варягов в Констан­тинополь. Появление его в Византии следует датировать во всяком случае не позже апреля 988 года, так как еще в апреле Василий считал свое по­ложение чрезвычайно тяжелым. Первой битвой в которой приняли участие русские на стороне Византии была битва при Хрисополе. Ученые расходят­ся в ее датировке. Некоторые относят ее к марту, а другие в лету 988 года. Последняя точка зрения подтверждается русскими источниками. По сообщению "Памяти и похвалы", Владимир на следующее лето после креще­ния "к порогам ходи". Прибытие русских в Константинополь подтверждает­ся и свидетельствами армянского историка Асохика, который сообщает, что битва при Хрисополе имела место в 988 году. Византийские источники дают лишь очень краткое описание победы над Вардой Фокой при помощи русских. Так Лев Диакон ничего не говорит об этом.

После победы в Хрисополе Василий возвращается в Константинополь, чтобы подготовиться к решительной борьбе. Благодаря помощи русских Ва­силий II избег политической, а может быть и физической смерти и сохра­нил трон. Но, избавившись от противника, он вовсе не спешил выполнять свои обещания.

Тогда в 989 году Владимир осадил византийскую твердыню - Херсонес, который в это время не мог ожидать никакой помощи. и взял его. Сопос­тавляя данные Льва Диакона о небесных явлениях 989 года с сообщениями яхьи и аль-Мекина, можно установить, что Херсонес был взят русскими в 989 году, в промежутке времени между апрелем и половиной июня.

Взятие Херсонеса было событием чрезвычайно важным и неожиданно вы­явило для Византии нового врага в лице недавнего союзника. Теперь им­ператор вынужден был выполнить условия, на которые раньше он дал сог­ласие.

По сообщению "Повести временных лет" крещение Владимира осущест­влялось поздним летом или осенью в Херсонесе присланными вместе с Ан­ной византийскими церковниками. Летописи различно называют церковь а которой крестился Владимир.

Но известно, что в "Памяти и похвале" сказано, что Владимир "по сятем крещении пожи блаженный Володимер 28 лет. На другое лето по кре­щении к порогам ходи, на третье лето Корсунь город взя". Но ни вышеу­казанный источник, ни какие-либо другие не сообщают ничего о действиях Владимира по христианизации Руси до 989 года. Только после взятия Хер­сонеса Владимир повез с собой священников в Киев и начал активно про­водить христианизацию Руси. В этом мних Иаков согласен в "Повестью

временных лет". Руководствуясь этими данными некоторые ученые считают

безосновательным предполагать, что крещения Руси произошло до 989 го­да.

М.Д.Приселков придерживается иного мнения, он склонен больше дове­рять "Древнейшему своду 1039 года" в котором говориться, что Владимир крестился в 987 году,т.е. за два года до корсуньской версии. В осталь­ном все остается таким же. Только помощь Византии киевский князь ока­зывает уже будучи христианином. Он предполагает, что переговоры состо­явшиеся между Владимиром и Василием после взятия первым Корсуня содер­жали в себе видоизмененные требования. Владимиру в жены отдавалась Ан­на, а вопрос об устройстве русской церкви уже крещеного народа оста­вался открытым.Едва ли византийские политики просто так отказались при-

общить русскую паству к византийскому христианству, значит против был

русский князь.

Но так или иначе, началась христианизация Руси, которая проходила успешно, встречая лишь разрозненные попытки сопротивления. то доказы­вает, что господствующий класс на Руси в целом был заинтересован в ее крещении и что он был достаточно сильным и властным, чтобы провести христианизацию в жизнь. Распространение новой веры в такой обширной

стране, какой была уже в ту пору Русь, не могло быть единовременнным

актом и к тому же делом одного миссионера или епископа. Это был доста­точно длительный процесс, в развитии которого главную роль играла не проповедь миссионеров, а то обстоятельство, что на основе складываю­щихся новых феодальных отношений возникала и новая идеология и христи­анство освящало эти новые отношения.

Реферат опубликован: 17/05/2006