Сикхизм

Страница: 1/8

План.

1.Вступление

2.Исторические условия зарождения сикхизма

3.Основатель сикхизма

4.Сущность верований сикхов

5.Святыни сикхов

6.Хальса

7.Сикхские праздники

8.Секты в сикхизме

9.Реформация в сикхизме

10.Заключение

В специальном металлическом сосуде старейшины общины готовят амри­ту - воду для священного обряда. Под пение гимнов они обоюдоострым кин­жалом размешивают в ней тростни­ковый сахар. В трапезной храма уже готова еда - пахаль: паста из муки, масла и сахара, замешанных на воде. Теперь посвящаемые должны отпить сладковатой воды и съесть пахаль, по­данный на общем блюде. Вот и всё. Отныне они никогда не будут стричь волосы, брить бороду и усы. При них всегда будут кинжал, железный браслет на правой руке и гребень в волосах; не­пременной деталью их одежды станут короткие кожаные шаровары. Отныне к имени каждого из них прибавится титул «сингх», что означает «лев». А себя они будут называть сикхами - «учениками». Чьими учениками? и что за гимны исполняют старейшины? Что вообще означает этот обряд? Об этом и будет рассказано далее.

ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ СИКХИЗМА

Тревожным и смутным был для Ин­дии XV век. Делийский султанат - ­одно из крупнейших азиатских госу­дарств средневековья - в этом столе­тии поистине не знал покоя. Меня­лись династии, новые правители при­ходили один за другим, уничтожая своих предшественников и всё, что было связано с их памятью. Не слу­чайно XV век учёные называют «глу­хим столетием» индийской истории: слишком мало дошло до нас докумен­тов (хроник, биографий мусульман­ских правителей), созданных в Индии именно в этот период. В 1451 г. на смену четырём тюркским династиям, правившим в Дели с начала XIII в., пришла афганская династия Лоди. Но и ей суждено было продержаться не­многим более полувека.

Не было покоя и в духовной жиз­ни. Индуизм - религия, исповедуемая большинством населения Индии, ­переживал очень сложный этап своей истории. В его рамках возникло рели­гиозно-реформаторское движение бхакти, основанное на любви к Богу, доходящей до экстаза; особое распро­странение оно получило на севере страны. Последователи этого движе­ния - бхакты - не признавали ника­ких посредников при общении с Бо­гом, отрицали роль брахманов - выс­шей индуистской касты, отвергали обряды и церемонии индуизма.

Официальной религией Индии, религией двора делийского султана, в то время был ислам. Уже в конце I тыс. н. э. Северная Индия получила пред­ставление об одном из «опальных» направлений в исламе - суфише. Из­гнанные из Ирана и других стран му­сульманского мира, суфийские про­поведники находили пристанище в Уче и Мултане (paйоны на северо-за­паде Индостана). Там в XI-XII вв. даже существовали суфийские госу­дарства. Постепенно суфии продвига­лись дальше на восток, вплоть до Дели (впрочем, делийские султаны их тоже не жаловали). Суфии полагали, что конечная цель человека - общение и слияние с Богом, и достичь этого можно, если отречься от мира, вести аскетический образ жизни, погру­жаться в размышления о божестве, петь молитвы, повторяя в них имя Бога. Они считали необходимым са­моотречение под руководством ду­ховных наставников - шейхов. Бед­ность в суфизме расценивалась как один из праведных путей в противо­вес богатству и роскоши. Дервиши (члены суфийских орденов, которых на территории Индии насчитывалось более десятка) проповедовали те же идеи, что и бхакты, - они говорили о необходимости всеобщей любви и братства между людьми разного про­исхождения и достатка, что, конечно же, находило отклик в кастовом ин­дийском обществе.

Таковы были условия, предшест­вовавшие возникновению на северо-­западе Индии нового религиозного течения - сикхизма, вобравшего мно­гие черты как бхакти, так и суфизма.

Оформилось оно в Пенджабе ( от перс. «пандж аб» - «пять рек» или «пя­тиречье») - так называется область, по которой протекают пять великих притоков Инда: Джелам, Чинаб, Рави, Биас и Сатледж; и это произошло не случайно. Пенджабу в истории Индии издавна отводилась особая роль: эта территория, находящаяся на стыке Южной Азии и Среднего Востока, в силу своего географического положе­ния постоянно подвергалась бесчис­ленным вторжениям и нашествиям. Чужеземцы не могли проникнуть в Индию с севера и северо-востока, где неприступной стеной возвышались великие Гималаи, а с востока дорогу преграждали гряды не таких высоких, но тоже труднопроходимых гор. Ин­дийский океан, омывающий Индию с юга, юго-зaпадa и юго-востока, также оставлял мало надежд завоевателям. Немногие решались пересекать раска­лённую пустыню Тар на западе. Же­лающим попасть в страну сказочных богатств оставался единственный путь - через северо-западный «угол» Индии, северную часть равнины вели­кого Инда, образованную его прито­ками. Поэтому и люди, которые жили здесь, были особенными. Они умели обращаться с оружием; когда возни­кала нужда, сражались с врагами и побеждали их, а после расправы с очередными захватчиками вновь ста­новились крестьянами, мирно тру­дясь на своих полях.

Реферат опубликован: 23/04/2009