Религии Индии

Страница: 1/6

ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Введение 2. Ведизм и арии 3. Брахманизм 4. Небрахманские культы 5. Мифология буддизма 6. Джайнизм 7. Индуизм 8. Заключение 9. Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Трудно себе представить страну с более богатой мифологией, чем Индия, и вряд ли можно найти в иной мифологии сочетание глубоких философских абстракций и практических приложений мифа, таких, как йога, аскеза, наставления в практике повседневной жизни.

В рамках своего реферата я попытаюсь сделать беглый обзор богатства и разнообразия духовных поисков народов, населяющих Индостан. Одной из причин является то, что речь идёт не о веках, а о тысячелетиях развития религиозной мысли. Древнейшие археологические находки, по которым можно судить о верованиях тогдашних обитателей субконтинента, относятся к 3тысячелетию до н.э. Датирующиеся примерно 2000годом до н.э. изделия из Хараппа и Мохенджо-Даро (долина Инда) изображают быков и коров – символов мощи и плодородия; есть там изображения мужских и женских фигур с бычьими головами и хвостами; сцены борьбы людей с быками, прыжков через спины животных и т.п. Некоторые стилизованные изображения быка очень напоминают появившегося значительно позже в пантеоне индийских богов Шиву – рогатого бога с тремя лицами, сидящего на низком троне с ногами, сложенными в йоговской позе «лотоса».

Некоторые изображения вызывают ассоциации с мессопотамской мифологией: мужчина, борющийся с двумя тиграми (Гильгамеш); рогатый бог с ногами быка (Энкиду). К тому же периоду относятся первые изображения свастики – древнего религиозного символа.

ВЕДИЗМ И АРИИ

Миграция ариев шла в Индию тремя волнами. Первая, судя по всему, вызвала падение цивилизации долины Инда, а потомки третьей волны создали ''РИГВЕДУ'' и три другие веды. Древние арии, как и их европейские сородичи – славяне, германцы и древние греки, - были язычниками, обожествляющими явления природы, животных, растения. У ариев был широко распространён ритуал священных жертвоприношений. Высшей, наиболее ценной для богов жертвой считался человек, а далее по нисходящей следовали: конь, бык, баран, козёл … . Жертвоприношения сопровождались произнесением магических формул-заклинаний и завершались обильным пиршеством с жертвенным мясом и опьяняющим напитком – сомой. Руководили ритуальными церемониями жрецы, каждый из которых имел определённый ранг. Именно жрецы сочинили священные тексты гимнов ариев, сложившихся уже к 1 тысячелетию до н.э. в четыре веды. Считается, что их окончательная редакция произошла около 600г. до н.э. Важнейшая из них – «Ригведа», состоящая из 1028 гимнов. В «Ригведе» можно встретить многих персонажей Авесты, однако, их роли, внешние черты порой меняются до неузнаваемости. Например, Индра, который в иранском пантеоне является второстепенным демоном, в Авесте становится богом-творцом. Кроме того, создатели вед внесли в них элементы культуры коренного населения. Три другие веды это:

САМВЕДА, состоящая из 1549 гимнов, в которых варьируются основные темы «Ригведы»;

ЯДЖУРВЕДА, существующая в нескольких вариантах и частично повторяющая «Ригведу», а частично состоящая из формул-заклинаний;

АТХАРВЕДА, наиболее поздняя из вед. Она состоит из 731 заклинания и делится на 20 частей.

БРАХМАНИЗМ

В поздний ведический период арии заняли обширные территории полуострова Индостан – до океана на востоке и до гор Виндхья на западе. С развитием городов и сельского хозяйства продолжалось разделение общества на четыре слоя: жрецов, воинов, торговцев-крестьян, слуг. Высший статус имели жрецы, и самым страшным грехом считалось убить брамина. В 800-600годах до н.э. сложились священные тексты – брахманы. Они включают в себя толкования вед, разъясняют имволическое значение отдельных элементов религиозных обрядов. Термином «брахман» стали обозначаться и священные тексты, и жрецы, имевшие исключительное право и одновременно обязанность толковать эти тексты. В дальнейшем четыре веды и книги брахманизма начали считать откровениями – сведениями, полученными непосредственно от богов.

Реферат опубликован: 22/07/2008