Раскол православия

Страница: 1/4

ПЛАН РАБОТЫ

Введение

Глава 1. Раскол в православии

Глава 2. Никонианство и старообрядничество в контексте начала модернизации России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Важнным фактором истории русской культуры в XVII в. был церковный раскол, явившийся результатом реформы патриарха Никона. Она должна была уничтожить разночтение в богослужебных книгах и различия в обрядах, подывавшие авторитет церкви. С необходимостью проведения реформы были согласны все: и Никон, и его будущий противник протопоп Аввакум. Однако было не ясно, что брать за основу – давние переводы византийских богослужебных книг на старославянский язык, сделанные до падения Константинополя в 1453 году, или сами греческие тексты, в том чиле исправленные после падения Константинополя. По указанию Никона были сделаны новые переводы греческих текстов, при чем в них появились разночтения с древними славянскими переводами. Это послужило формальным основанием для раскола.

Все нововведения касались чисто обрядовой стороны, а не существа православия. Но под лозунгом возвращения к старой вере объединились люди, не желавшие мириться с ростом государственного вмешательства в дела общества, с усилением контактов с заграницей, со всем тем, что казалось и несоответствующим традиционному идеалу правды.

Таким образом, в расколе столкнулись три тенденции: государственная (предствленная царем Алексеем Михайловичем и его окружением), в рамках которой, церкви отводилась сугубо подчиненная роль; государственно-церковная, в традициях классического иосифменства (старообрядцы); теократическая, основанная на стремлении поднять церковную власть над светской, сделать церковь главным действующим лицом политической истории (Никон).

Глава 1. Раскол в православии

Середина XVII столетия была кризисным, переломным временем. Кризис затронул взаимоотношения светской власти и Церкви, полвиял и на взаимодействия сословий с государством. В 1649 году было составлено и утверждено Соборное Уложение, в которое вошли и ранее действовавшие законы, и новые установления. Одной из основных идей, пронизывающих этот кодекс стала идея об усилении государственного контроля над обществом. Тенденция к огосударствлению всей жизни общества в известной мере затронула и интересы церкви, ее владельческие и судебные права. Монастыри, храмы, епископы, - утратили принадлежавшие им ранее городские дворы и слободы, передача боярских и дворянских земель монастырям или епархиям, весьма затрудненная и ранее, теперь оказалась почти невозможной; значительная часть дел, традиционно их разбиравшихся в церковных судах, оказалась в компетенции светских судей.1

Таким образом, речь шла по существу об отмене средневековых, феодальных привилегий Церкви, ставших явным анахронизмом в новых условиях. Однако многие иерархии восприняли нормы Уложения, ограничившие их традиционные права, как покушение на принципы церковного устроения.

В числе противников уложенных новшеств был и Никон, в 1649 – 1652 годах новгородский митрополит. Доверительные отношения с царем Алексеем Михайловичем позволили иерарху выговорить для новгородской митрополии изъятия из общего порядка ведения судебных дел, даже светское судопроизводство было поставлено там под контроль митрополита.2

Став патриархом, Никон постарался отчасти восстановить порядки, существовавшие на церковных землях до 1649 года. Уложе –

1 Исаев И.А. История государства и права России. М., 1994, с. 53 – 78.

2 Богданов А.П. Перо и Крест. Русские писатели под церковным судом. М., 1990, с. 124.

ние, сохранившее судубные и административные права и привилегии патриарха, оставляло предстоятелю Церкви возможность распоряжаться в собственных владениях, подобно удельному государю. Эту возможность Никон использовал для косвенного утверждения права Церкви на участие в светских делах.1

Никон, подобно патриарху Филарету, назывался великим государем. Такое формальное признание равенства царя и патриарха, казалось Никону важным шагом к осуществлению идеи превосходства церковной власти над светской.2 Эта идея, (более характерная для католицизма), обычно становится обоснованием теократических устремлений, т.е. попыток церковных иерархов присвоить функии светских властей.

В церковной среде теократические взгляды явно не были преобладающими; православное духовенство видело в мысли о превосходстве священства над царством – «латиинскую ересь».3

Патриарх, вероятно, надеялся, что сам царь добровольно признает главенство Церкви. Но царь Алексей Михайлович, однако, к концу 1650-х годов уже не был склонен терпеть чьи бы то ни былопокушения на верховную власть. Когда Никон попытался добиться от царя уступок, демонстративно сложив с себя патриаршие обязанности, монарх не сделал никаких шагов к примирению. Предстоятелю Церкви ничего не оставалось делать, кроме как удалиться на покой. Соперничество церковной и светской власти завершилось безусловным торжеством монархического принципа над смутными теократическими притязяниями.

Реферат опубликован: 23/01/2008