Происхождение христианства

Страница: 1/11

Содержание Вопрос о происхождении христианства Источники Вопрос об историчности Христа Исторические условия возникновения христианства Попытки создания интернациональной религии Иудейское христианство Иудейские элементы в христианстве Борьба между иудейскими и неиудейскими группами Формирование церковной организации Секты, ереси Противоречивость христианской догматики и этики Христианские общины и государство Превращение христианства в господствующую религию Общая оценка роли раннего христианства Распространение христианства Разделение западной и восточной церквей Средневековые секты на западе Православие, старообрядчество, русские секты Заключение

Христианство было второй по времени возникновения из мировых религий. Его история теснейшим образом сплелась с историей народов прежде всего Европы, а в дальнейшем и многих внеевропейских стран. Сейчас христианство одно их самых распространенных религий на земном шаре: ее приверженцев свыше 1 млрд. человек (главным образом в Европе и Америке). Однако христианство не едино: оно распадается на целый ряд вероисповеданий, церквей, толков и сект, зачастую враждующих между собой.

Вопрос о происхождении христианства

Наиболее трудной проблемой в истории христианства является вопрос о происхождении этой религии. Он был предметом продолжительного и весьма разнообразного обсуждения. В зарубежной литературе по вопросу о возникновении христианства можно проследить два основных направления. Одно ведет свое происхождение от традиционной богословской точки зрения, согласно которой христианство было основано богочеловеком Иисусом Христом, жившим на земле в еврейской стране Палестине в годы царствования римских императоров Августа и Тиберия (начало I в.н.э.) и проповедовавшим свое учение; переданное человечеству его учениками-апостолами, оно сделалось впоследствии достоянием людей. Это чисто церковная точка зрения, но она в смягченном, наукообразном виде перешла и на страницы зарубежной исторической литературы. Другое, противоположное направление в изучении раннего христианства ведет свое начало от просветительской литературы XVIII века, точнее от Шарля Дюпои. Этот предтеча мифилогической школы, как известно, толковал все образы богов и героев как астрально-мифологические олицетворения; с этих же позиций подходил он, хотя и мимоходом, к образу Иисуса Христа, считая его тоже солнечным богом. Когда в середине XIX в. стали лучше изучаться религии древнего мира с их культами великих богов природы, умирающих и воскресающих богов растительности, свободомыслящие ученые начали и в христианстве открывать многочисленные совпадения с древними восточными культами. Стали приходить к выводу, что образ Христа составился из сложенных вместе черт древних восточных богов Осириса, Митры, Диониса и др., а частью из древнееврейских пророчеств, в которых тоже видели астрально-мифологические мотивы. Отсюда сделали и тот вывод, что в христианстве вообще нет ничего оригинального, что это просто перепевы древних астральных и других мифов еврейского, египетского, сирийского и другого происхождения. Историческую личность Иисуса Христа ученые этого направления начисто отрицали. В дореволюционной России научное исследование истории христианства было стеснено церковной цензурой, лишь после 1905 г. смогли появиться переводы некоторых работ свободомыслящих ученых.

Источники

Источники изучения раннего христианства делятся на две основные группы: христианские и нехристианские. Христианские источники в свою очередь делятся на три категории: канонические книги так называемого Нового завета; неканонические сочинения апокрифы и др.; произведения апологетов и других раннехристианских писателей. Канонические новозаветные книги состоят, согласно церковной традиции, из следующих сочинений. Четыре евангелия (греч. буквально благовестия): "от Матфея", "от Марка", "от Луки" и "от Иоанна"; это повествование о земной жизни основателя христианства Иисуса Христа, о его проповедях , чудесах, смерти (распятии) и воскресении. По содержанию три первых евангелия частью совпадают, частью расходятся друг с другом; ввиду взаимной близости эти три евангелия называют обычно синоптическими; евангелие Иоанна значительно от них отличается. Деяния апостолов, то есть письма к разным христианским общинам, в том числе 14 посланий других апостолов (Иакова, Петра, Иоанна, Иуды). Апокалипсис, или Откровение святого Иоанна Богослова (якобы автора четвертого евангелия). Таково церковное мнение об авторстве этих произведений. Церковь считает их боговдохновенными, то есть написанными хотя и людьми, но по внушению святого духа, а потому каждое слово их считается абсолютной истиной. Однако научная критика совершенно иначе смотрит на новозаветные сочинения и в смысле авторства, и в смысле времени их составления. Внимательное изучение показало, что самым ранним из них является Апокалипсис: он написан, видимо, в 68-69 гг. н.э., вскоре после смерти цезаря Нерона (судя по упоминаемым в тексте "семи царям", из которых "пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и, когда придет, недолго ему быть"; Откр., гл.17, ст.10); следовательно, разгар восстания иудеев Палестины против Рима. От этого произведения действительно веет духом ненависти к поработителям, которым предрекается близкая и страшная гибель; евангельской проповеди прощения и терпения здесь нет и в помине. Автор Откровения ни в коем случае не мог быть автором четвертого евангелия, проникнутого совершенно противоположным духом. Из Откровения мы узнаем, что в то время, в 60-х годах, уже существовали несколько христианских церквей, то есть общин; упоминается их семь, и все в Малой Азии вероятной родине христианства. Послания, авторство которых якобы принадлежат апостолу Павлу, появились значительно позже Откровения, и притом в разное время: они имеют разных авторов. Их делят на три группы: "ранние", относимые к первой четверти II в., "средние" ко второй четверти, и "поздние" к середине II в. Идеология "поздних" посланий заметно отличается от "ранних". Семь остальных посланий, известные под именами других апостолов, очень близки друг к другу по содержанию и времени написания и заметно отличаются от "павловских" посланий. Они составлены, видимо, около середины II века. Евангелия, считаемые церковью самыми ранними произведениями , на самом деле написаны тоже не ранее середины II в., притом авторами, плохо знавшими страну и эпоху, о которых шла речь. В евангелиях встречается множество географических и исторических ошибок: в них упоминаются животные и растения, неизвестные в то время в Палестине (например, свиньи, которых евреи считали нечистыми и не разводили) или даже не существовавшие в природе (например, горчица, описываемая как большое ветвистое дерево, под стать "развесистой клюкве"), смешиваются события и лица разных времен например, царь Ирод, умерший в 4 г. до н.э., и правитель Сирии Квириний, правивший с 6 г. н.э.). Евангелия во многих случаях резко противоречат одно другому. Например, в евангелиях Матфея и Луки приводится генеалогия Иисуса от царя Давида, причем, по Матфею, эта генеалогия насчитывает 28 поколений, а по Луке 42; дедом Иисуса по отцу Матфей называет Иакова, а Лука Илия. По рассказу Матфея, родители Иисуса жили в иудейском городе Вифлееме; после рождения ребенка они бежали в Египет, чтобы спасти его от царя Ирода, который приказал произвести поголовное истребление младенцев. Когда же Ирод умер, они переселились из Египта в галилейский город Назарет. По рассказу же Луки, родители Иисуса всегда жили в Назарете и лишь в момент рождения Иисуса оказались, по случаю переписи, в Вифлееме, после чего спокойно вернулись в Назарет. Таких противоречий в евангелиях много. Нечего и говорить, что евангельские рассказы полны разных чудес и фантастических событий: исцеления неизлечимо больных и слепорожденных, воскрешения мертвых, хождение по воде и пр. По всей видимости, текст евангелий многократно переделывался, перередактировался, в него делались новые вставки, нередко противоречившие прежнему содержанию. Поэтому пользоваться евангелиями как историческим источником очень трудно. Что касается Деяний апостолов, то они признаются тоже одним из самых поздних новозаветных сочинений, написанными не ранее середины II в. Другая категория раннехристианских памятников неканонические сочинения; они хотя и не отвергаются церковью, но не считаются боговдохновенными. Это апокрифические евангелия, которых было очень много, но большая часть их до нас не дошла, нередко они известны нам только по названиям. Из сохранившихся неканонических сочинений наиболее значительны: Евангелие Никодима, "Первоевангелие Иакова-еврея", "Книга о рождестве девы Марии", "Книга Иосифа-плотника", апокрифические "Деяния", "Пастырь" Гермы, "Учение 12 апостолов". Все это жалкие остатки обширной раннехристианской литературы, большая часть которой была истреблена самими христианами в годы ожесточенной борьбы между отдельными церквами и сектами. Некоторые из сохранившихся неканонических сочинений представляют большой интерес, так как написаны они раньше большинства канонических: например, "Учение 12 апостолов" ("Дидахе") первой половины II в. отражает ранний этап истории христианских общин. Третья, наиболее надежная категория христианских источников это сочинения апологетов (то есть защитников христианства от его литературных врагов)и отцов церкви. Они ценны тем, что более или менее точно датированы и авторство их и подлинность не вызывают сомнений; по ним приходится датировать и канонические книги. Сюда относятся произведения Юстина Философа, или Мученика (около 150 г.); Иринея Лугдунского (около 180 г.), который первый упоминает о четырех канонических евангелиях и даже пытается богословски доказать, почему их должно быть именно четыре, не больше и не меньше; Тертуллиана Карфагенского (конец II и начало III в.); Оригена (начало III в.), написавшего "6 книг против Цельса" (Цельс литературный противник и критик христианства); Клемента Александрийского (начало III в.); Евсения Кесарийского (начало IV в.) первого историка христианской церкви. К числу раннехристианских источников надо отнести археологические памятники: погребения (особенно в катакомбах Рима), надписи и др. Но все они относятся не ранее чем ко II в. За последние годы сделано несколько важных новых находок. В Египте, близ Хенобоскин, в 50 километрах к северу от Луксора, найдено много папирусов III-IV вв. на коптском языке, главным образом сочинений гностиков одной из раннехристианских сект. Находки рукописей в Хирбет-Кумран (на берегу Мертвого моря), относящиеся к ессейской секте, тоже проливают дополнительный свет на раннее христианство. Сделаны также новые находки в Риме и близ Иерусалима, но значение их еще не ясно. Таковы собственно христианские источники. Что касается свидетельств языческих писателей, то они очень скудны и сомнительны, особенно для самой ранней эпохи. Дело в том, что после победы христианства в начале IV в. церковные писатели стали делать задним числом вставки (интерполяции) в сочинения античных авторов, чтобы подтвердить этими мнимыми свидетельствами подлинность евангельских рассказов. Такие литературные подлоги в те времена не считались предосудительными. Некоторые из таких вставок сделаны очень грубо и неумело и сразу распознаются; другие сделаны тоньше, и распознать их труднее. Поэтому вопрос о нехристианских свидетельствах о раннем христианстве и особенно о предполагаемом его основателе сугубо сложен.

Реферат опубликован: 7/06/2007