Патрология

Страница: 1/4

ПАТРОЛОГИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3 ( вариант № 2)

( III КУРС, ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ, 1996 / 1997 г.)

ФАКУЛЬТЕТ: КАТЕХИЗАТОРСКИЙ.

Ф.И.О. студента: Горбунов Дмитрий Александрович.

Дата выполнения работы: 28/04/1997.

Послание (“первое”) св. Климента Римского к коринфянам.

Учение о христианской нравственности.

1. Сведения о св. Клименте - епископе Римском (в произведении Иринея Лионского “Против ересей” и в “Истории Церкви” Евсевия Кесарийского). Кем и где были открыты его мощи?

По свидетельству св. Иринея, св. Климент, “видевший блаженных апостолов и обращавшийся с ними, еще имевший проповедь апостолов в ушах своих и предание их пред глазами своими” (“Против ересей”; III, III, 3)- третий после Лина и Анаклета епископ римский. “Когда произошло немалое разномыслие между братьями в Коринфе, церковь римская написала к коринфянам весьма дельное послание, увещевая их к миру и восстановляя их веру, и возвещая недавно принятое от апостолов предание”, - свидетельствует св. Ириней. Евсевий повторяет слова Иринея, но добавляет, что Климент занимал римскую кафедру с 12-го года Домициана до 3-го года Траяна, т.е. с 91-го по 101-й год после Р.Х.[1] Евсевий умалчивает о мученическтм подвиге Климента, но упоминает о проповедническом служении (“История Церкви” 3, 34). Из греческого деяния мученичества св. Климента, и из свидетельств Руфина, Зосимы и Иеронима известно, что при Траяне римский епископ был сослан на работы в рудники Херсонеса Таврического, где и скончался[2].

В сказании об обретении мощей св. Климента, написанным, по всей видимости, св. Кириллом Философом, говорится о том, что мощи св. Климента были найдены в 861 г. свв. равноапостольными Кириллом и Мефодием во время Хазарской миссии. После крымского похода св. кн. Владимир перенес св. главу Климента в Киев.

2. Предполагаемый год написания Послания, повод для написания и авторитет Послания в Церкви.

Время написания Послания определяется последним десятилетием первого века, т.е. временем окончания царствования имп. Домициана. По мнению Попова и Баланоса - это 93-95 гг.; Годэ, Барденхевер и Тиксерон склоняются к 95-98 гг.; архиеп. Филарет Черниговский стоял за 97 г.

Поводом для написания послания послужил “преступный и нечестивый мятеж, который немногие дерзкие и высокомерные люди разожгли до . безумия” (I). Коринфская церковь раскололась и часть христиан “из-за одног-двух человек возмутилась против пресвитеров” (XLVII). “Глупые и несмысленные, превозносящиеся и хвалящиеся пышными словами” (XXI), “бесчестные восстали против почтенных, бесславные против славных, глупые против разумных, молодые против старших” (III). Причина разделения - “раздор о епископском достоинстве” (XLIV) , “чистые по плоти” (XXXVIII) тщеславно надмевались своей “мудростью” и претендовали на места законных пресвитеров и даже “некоторых похвально провождающих жизнь, лишили служения безукоризненно ими проходимого” (XLIV).

Послание св. Климента тем более значимо, чем большим авторитетом обладал сам св. Климент. Из Предания нам известно, что он был обращен ап. Павлом и долгое время был его “сотрудником” (Филипп. 4: 3), Иероним, Руфин, Климент Александрийский единогласно называют его “мужем Апостольским”. Принадлежность Первого Послания к коринфянам перу св. Климента засвидетельствована историком Эгезиппом (IV: 22) и Евсевием (“История Церкви” 3: 16; IV: 22), который говорит о том, что “великое и удивительное” Послание во многих церквях было всенародно читаемо. Св. Ириней Лионский в своей борьбе с гностиками ссылается на авторитет Послания, из которого “желающие могут . уразуметь апостольское предание Церкви, так как послание гораздо древнее тех людей, которые ныне преподают ложное учение” (“Против ересей”; III, III, 3). Дионисий Коринфский в 170 г. пишет папе Сотиру: “ .прочитали сегодня твое послание, которое мы теперь в дальнейшем будем читать для своего назидания, равно как и ранее написанное нам послание Климента”. Епифаний кипрский различает подлинные и “во святых церквях читаемые послания Климента” от неподлинных. В своих сочинениях Послание использовали Поликарп Смирнский, Ориген, Климент Александрийский, Василий Великий и др.

Реферат опубликован: 22/06/2009