Новая и новейшая история "религия"

Страница: 1/7

1. В чем состоит буржуазный характер статьи “Религия” из энциклопедии Д.Дидро? Каковы в ней новые, по сравнению со Средневековьем, идеи? Какие социальные группы являются носителями (выразителями) таких идей?

Данную статью можно охарактеризовать как буржуазную, так как религия рассматривается здесь с точки зрения крайнего субъективизма. И явное предподчтение отдается “природной”, “естественной” религии - деизму, когда человек в своей деятельности выносит за скобки Бога и основывает жизненные идеалы на сугубо земном, “гуманитарном” мировоззрении. В этом случае, по словам Гвардини, “всё, что может быть выведено из личности, или субъекта, признается окончательным, аналогично тому, как природа стала источником познания, а естественность - ценностным критерием”[1], т.е. деятельность субъекта обращена на окружающий мир и им же и оценивается.

Здесь ещё сохраняется моральный долг перед “высшим существом”, но последовательное принятие идей деизма неизменно приводит к атеизму, что мы и видим на примере жизненного пути Дидро.

Деизм характеризует стремление заключить Бога на недосягаемых высотах, освободиться от Его влияния на умы человечества и строить свою жизнь и жизнь общества на основе собственных идей “здравого смысла”, доходящих порой до утилитаризма. Бог для них только безличная Первопричина, слишком великая, чтобы опускаться до тварного мира.

В статье ясно проступают основные мировозренческие идеи Нового времени:

4 стремление отказаться от навязываемого Богом Откровения, “существование и истинность”, которого надо ещё доказать;

4 обращение к природе, как к самодостаточному источнику естественной истины;

4 отказ от авторитарного образа мышления, характерного для Средневековья, критическое осмысление действительности, основанное на соображениях собственного рассудка;

4 “Мир перестаёт быть тварью и становится “природой”; человеческое дело перестает быть служением Творцу, и само становится “творением”, “творчеством”, человек, прежде слуга и раб, становится “созидателем”[2].

Макс Вебер в статье “Протестанская этика и дух капитализма” пишет о существовавшей “на заре капиталистического развития” “связи между умением людей приспособиться к капиталистическому производству и их религиозной направленностью”[3]. Необходимое при капитализме отношение к своей профессии как к “призванию”, как к непреложному долгу и единственному смыслу существования безусловно требовало религиозной основы. Один из ярких проповедников “духа капитализма” Б. Франклин - “деист без какой-либо конфессиональной направленности”[4] и, что характерно, сын строгого кальвиниста, любившего повторять: “Видел ли ты человека, проворного в своем деле? Он будет стоять пред царями”[5]. Именно религиозные плоды Реформации заложили основу для такого отношения человека к своей мирской деятельности. В Средние века “свободное приобретательство” было “этически индифферентным”[6] явлением, и только Реформация возвела в абсолют “мирской профессиональный труд и религиозное воздаяние за него”[7]. Лютер в ходе своей проповеднической деятельности всё более склонялся к тому, что “выполнение мирских обязанностей служит при любых обстоятельствах единственным средством быть угодным Богу, что это - и только это - диктуется божественной волей и что поэтому все дозволенные профессии равны перед Богом”[8].

Главным носителем этих идей был выходящий на историческую арену средний слой, по словам М.Вебера это были “не только и не столько капиталистические предприниматели из кругов торгового патрициата, сколько поднимающиеся средние слои ремесленников”[9]. Средневековые этические, политические и экономические рамки уже не устраивали эти классы. Поэтому для дальнейшего развития капитализма необходим был революционный переворот сознания, который и произошел, ознаменовав собой начало Нового времени.

Реферат опубликован: 1/03/2010