Страховой рынок. Государственное регулирование страхования

Страница: 1/16

Содержание

Введение . 3

1 Страховой рынок . 5

1.1 Понятие страхового рынка и условия его существования . 5

1.2 Структура страхового рынка и его виды . 6

1.3 Внутреннее содержание и внешнее окружение страхового рынка. Управляемые и неуправляемые факторы . 7

1.4 Современное состояние страхового рынка Российской Федерации 9

2 Государственное регулирование страховой деятельности 16

2.1 Государственное регулирование страховой деятельности: понятие и направления 16

2.2 Прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов . 17

2.3 Законодательное обеспечение становления и защиты национальною страхового рынка 17

2.4 Государственный надзор за страховой деятельностью . 18

2.5 Пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке . 23

2.6 Лицензирование страховой деятельности 30

Заключение 33

Список литературы . 35

Приложение 37

Введение

Становление новой системы хозяйствования в Российской Федерации вносит принци­пиальные изменения в организацию страхового дела.

Невозможно отрицать, что при командно-административной системе управления народ­ным хозяйством, доминирующей роли государственной собственно­сти и слабой экономической ответственности руководителей и тру­довых коллективов за её сохранность, страхование никак не могло в полной мере выполнять свои функции.

Теперь рыночные преобразования, трансформирующие экономиче­ские отношения, когда товаропроизводитель начинает действовать на свой страх и риск, по собственному плану и несёт за это ответст­венность, предъявляют к страхованию новые требования.

Страхование - необходимый элемент производственных отношений. Оно связано с возмещением материальных потерь в процессе общественного производства. Рисковый характер общественного производства, порождает отношения между людьми по предупреждению, преодолению, локализации и по безусловному возмещению нанесенного ущерба.

Однако предприятия и организации различных форм собственности, выступающие в качестве страхователей, испытывают потребность не только в возмещении ущерба, выражающегося в гибели или по­вреждении основных фондов и оборотных средств, но и в компенса­ции недополученной прибыли или дополнительных расходов из-за вынужденных простоев (неритмичные поставки сырья, неплатеже­способность оптовых покупателей).

Актуальность рассматриваемого вопроса усиливается еще и потому, что в современном обществе, наряду с традиционным предназначением - обес­печением защиты от природной стихии (землетрясения, наводнения, бури и др.), случайных событий технического и технологического характера (пожары, аварии, взрывы и др.), - объектом страхования все больше становятся убытки от различных криминогенных явле­ний (кражи, разбойные нападения, угон транспортных средств и др.)

Кроме того, изменения затрагивают также сферу имущественного и лич­ного страхования граждан, что непосредственно связанно с интере­сами населения, а проблема возмещения потерь для человека всегда была и остается первостепенной.

Многовековой опыт и история страхования убедительно дока­зали, что оно является мощным фактором положительного воздей­ствия на экономику. Однако на пути развития страхования в России имеются разнообразные проблемы, которые могут быть решены лишь при наличии соответствующих условий.

Нынешнее состояние страхования не соответствует в полной мере запросам хозяйствующих субъектов, и будущее его в таком виде бесперспективно.

Для реализации возможностей страховой отрасли нужна активная государственная поддержка и, чем быстрее государство осознает роль страхования как стратегического сектора экономики, тем скорее в России будет осуществлен переход к социально-ориентировочному рыночному росту.

Реферат опубликован: 21/05/2008