Архитектурные памятники города Ельца

Страница: 4/8

Самые ранние из каменных построек города да­тируются серединой ХУШ века. Часто спрашивают, чем объяснить, что город, имеющий многовековую историю, не донес до нас более древних памятников архитектуры?

П. Ридингер, один из первых историков Ельца, еще сто лет тому назад ответил на этот вопрос: «Изобилие лесов, ныне почти совсем исчезнувших, дозволяло строиться скоро и дешево; но зато все здания в этом городе и даже церкви долгое время были деревянны­ми и поэтому легко подвергавшиеся пожарам частым и сильным. Не только изобилие лесов и дешевизна их в целой России, но и простота тогдашней жизни в ма­лые требования были причиной того, что каменных зданий везде было мало. Вот почему так редки в Рос­сии руины старинных строений, а в Ельце их совсем нет».

1. Вознесенский собор

Это крупнейшее здание города, расположенное в самом его центре на Красной площади. Своими вели­чественными формами собор играет важнейшую роль в силуэте города, подчеркивая его центр. Собор постро­ен по проекту академика архитектуры Константина» Андреевича Тона, автора проекта большого Кремлев­ского Дворца. Здание подавляет колоссальностью сво­их размеров, высота собора вместе с крестом состав­ляет 74 метра, длина 84 метра, ширина 34 метра. По утверждению специалистов, это второй по величине после Исаакиевского собор в России. Строился он 44 года, с 1845 по 1889 год, но так и остался не­оконченным. Колокольня, запроектированная на 10 метров выше основного купола, осталась недо­строенной.

Архитектурно-пространственная композиция зда­ния складывается из огромного кубовидного четвери­ка, увенчанного пятью главами, имеющими луковидную форму и покоящимися на восьмигранных свето­вых барабанах, трапезной и недостроенной колокольни. Алтарная часть собора имеет три полукруглые ап­сиды. Храм четырехстолпный, одноэтажный. Огром­ный подклетный этаж и фундаменты выполнены из известняковых блоков, стены здания и купола кирпичные. В наружном оформлении здания архитектор при­менил стилизованные формы русского и византийско­го зодчества, принятые для небольших древнерусских храмов. В их числе аркатурный пояс, колонны-дудоч­ки, килевидные кокошники, наличники в виде «ро­машек». В то же время узкие высокие окна являются элементами классицизма.

Внутренность собора украшает трехъярусный ико­ностас из золоченого резкого дерева, изготовленный по рисунку московского архитектора А. В. Каминского.

Внутренняя роспись собора и иконы иконостаса вы­полнены академиками живописи А. В. Корзухиным и К. В. Лебедевым. Кисти А. В. Корзухина принадле­жит сохранившаяся в настоящее время картина «Распятие Христа», К. В. Лебедева — «Второе пришествие Христа».

Собор, стоящий на высоком крутом берегу реки Быстрой Сосны, открывается при подъезде к Ельцу с очень больших расстояний и особенно внушительно смотрится из-за реки, со стороны Засосенской части города.

2. Часовня над братской могилой

Рядом с Вознесенским собором за оградой с его северной стороны расположена часовня над братской могилой ельчан, погибших в борьбе с полчищами Та-мерлана в 1395 году. На стене часовни сделана над­пись: «Божиею милостию сия часовня . построена над посеченными христианы отбезбожнаго царя Темир-ак-сака, собраны в груп и для того сей честный крест воо­ружен древних лет, а состроена старанием Онисима Родионова, сына Лопухина 1801 года месяца июля 23 дня».

Часовня выполнена в форме, напоминающей древнерусский шлем, символ геройства, мужества и несгибаемой воли непокоренных жителей Ельца, Почти квадратное в плане здание заглублено на три четверти своей высоты в землёю. Вниз ведет прямая одномаршевая лестница с крылечком и навесом над ним, с большой площадкой перед входом. Памятник дошел до наших дней без существенных переде­лок, он лишь неоднократно капитально ремонтиро­вался.

Реферат опубликован: 22/09/2009