Век "нынешний" и век "минувший" в комедии Грибоедова "Горе от ума"

Страница: 1/2

Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший

Свежо предание , а верится с трудом .

А . С . Грибоедов

“ Горе от ума ” одно из самых злободневных произведений русской драматургии . Проблемы , поставленные в комедии продолжали волновать русскую общественную мысль и литературу много лет спустя после появления ее на свет .

“ Горе от ума ” - плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбе России , о путях обновления , переустройства ее жизни . С этой точки зрения и освещены в комедии важнейшие политические , моральные и культурные проблемы эпохи .

Содержание комедии раскрывается как столкновение и смена двух эпох русской жизни - века “ нынешнего ” и века “ минувшего ” . Границей между ними , на мой взгляд , является война 1812 года - пожар Москвы , разгром Наполеона , возвращение армии из заграничных походов . После Отечественной войны в русском обществе сложились два общественных лагеря . Это лагерь феодальной реакции в лице Фамусова , Скалозуба и других , и лагеря передовой дворянской молодежи в лице Чацкого . В комедии ясно показано , что столкновение веков было выражением борьбы этих двух лагерей.

В восторженных рассказах Фвмусова и обличительных речах Чацкого автор создает образ 18го , “ минувшего ” века . Век “ минувший ” и является идеалом фамусовского общества , ведь Фамусов - убежденный крепостник . Он готов из - за любого пустяка сослать в Сибирь своих крестьян , ненавидит просвещение , пресмыкается перед начальством , выслуживаясь как может для получения нового чина . Он преклоняется перед дядей , который “ на золоте едал ” , служил при дворе самой Екатерины , ходил “ весь в орденах ” . Разумеется , что свои многочисленные чины и награды он получил не верной службой отечеству , а выслуживаясь перед императрицей . И этой гнусности он старательно учит молодежь :

Вот то-то , все вы гордецы !

Спросили бы , как делали отцы ?

Учились бы , на старших глядя .

Фамусов хвастается как собственным полупросвещением , так и всего сословия , к которому он принадлежит ; хвастая тем , что московские девицы “ верхние выводят нотки ” ; что дверь у него отперта для всех , как званых , так и незваных , “ особенно из иностранных ” .

В следующей “ оде ” Фвмусова - хвала барству , гимн раболепной и корыстной Москве :

Вот например , у нас уж исстари ведется ,

Что по отцу и сыну честь :

Будь плохонький , да если наберется

Душ тысячки две родовых - тот и жених !

Приезд Чацкого встревожил Фамусова : от него жди только неприятностей . Фамусов обращается к календарю . Это для него священнодействие . Принявшись за перечисление грядущих дел , он приходит в благодушное настроение . В самом деле , предстоит обед с форелями , погребение богатого и почтенного Кузьмы Петровича , крестины у докторши . Вот она , жизнь русского дворянства : сон , еда , развлечения , опять еда и снова сон .

Рядом с Фамусовым в комедии стоит Скалозуб - “ и золотой мешок и метит в генералы ” Полковник Скалозуб типичный представитель аракчеевской армейской среды . На первый взгляд , его образ карикатурен . Но это не так : исторически он вполне правдив . Как и Фамусов , полковник руководствуется в своей жизни философией и идеалами века “ минувшего ” , но в более грубой форме . Цель своей жизни он видит не в службе отечеству , а в достижении чинов и наград , которые для военного , по его мнению , более доступны :

Довольно счастлив я в товарищах моих ,

Вакансии как раз открыты :

То старых выключат иных ,

Другие , смотришь , перебиты .

Чацкий характеризует Скалозуба так :

Хрипун , удавленник , фагот ,

Созвездие маневров и мазурки .

Свою карьеру Скалозуб начал делать с того момента , когда герои 1812 года стали заменяться тупыми и рабски преданными самодержавию солдафонами во главе с Аракчеевым .

На мой взгляд , Фамусову и Скалозубу в описании барской Москвы принадлежит первое место . Люди Фамусовского круга - эгоисты и корыстолюбцы . Все свое время они проводят в светских развлечениях , пошлых интригах и глупых сплетнях . Это особое общество имеет свою идеологию , свой быт , взгляды на жизнь . Они уверены , что нет другого идеала , кроме богатства , власти и всеобщего уважения . “ Ведь только здесь еще и дорожат дворянством ” , - говорит Фамусов о барской Москве . Грибоедов разоблачает реакционность крепостнического общества и этим показывает , куда ведет Россию господство фамусовых .

Реферат опубликован: 23/11/2009