Демократия Древней Греции. Пути и возможности достижения

Страница: 1/3

Все в современном мире «помешаны» на демократии. В наиболее развитых странах лидируют демократические тенденции. Все пытаются добиться демократического строя в своей стране. Но мало кто вспоминает при этом яркий опыт наших предков – жителей Древней Греции (эллинов).

Государственность в Древней Греции возникла в начале 1-го тысячелетия до нашей эры в форме самостоятельных и независимых полисов – отдельных городов-государств, включавших в себя наряду с городской территорией также и прилегающие сельские поселения. В древнегреческих полисах развертывалась борьба за власть, которая находила свое концентрированное выражение в борьбе за учреждение одной из форм правления: аристократии (власти знати, «лучших», достойнейших); олигархии (власти богатых) или демократии (власти народа).

Борьба разных слоев за власть нашла свое отражение в борьбе различных течений философской, политической и правовой мысли Древней Греции. В истории возникновения и развития древнегреческих политико-правовых воззрений более или менее отчетливо выделяются 3 периода. Ранний период связан со временем

возникновения древнегреческой древнегреческой государственности (9-6 вв. до н.э.). этот период связан с творчеством Гомера, знаменитых «7 мудрецов». Второй период (5-4 вв. до н.э.) – время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли, нашедшего свои выражения Демократа, Сократа, Платона, Аристотеля. Третий период (4-2 вв. до н.э.) – период эллинизма, время начавшегося упадка древнегреческой государственности.

Итак, Древнюю Грецию можно считать колыбелью демократии – именно там зародились первые демократические государства, уровня развития которых мало кто может достигнуть в современном мире. Да, конечно, трудно сравнивать древние Афины с Соединенными Штатами, как по населению, так и по площади государства, но, в то же время, их нельзя сравнить и по уровню технического прогресса, как на какой-либо конкретный момент развития, так и по темпам его [прогресса] роста. Но древние греки дали миру много больше, чем все современные развитые страны, если даже не считать самого понятия о демократии (довольно смелое высказывание, но я действительно так считаю).

Вся современная жизнь построена на понятиях, которые в большинстве своем были заложены еще до нашей эры. Начиная с основных математических понятий, открытий и теорем и заканчивая теми же самыми Олимпийскими играми. Отдельным пунктом можно и нужно считать искусство. Именно в Древней Греции зародились такие виды исусства, как театр, стихотворная и прозаическая литература, изобразительное искусство, великолеными творениями которого являются как древнегреческие статуи, так и красивейшие картины. Все это, иногда в измененном или дополненном виде, окружает нас и по сей день. Мы активно пользуемся в воей речи корными древнегреческих слов (взять хотя бы названия наук или наши имена, в большинстве своем греческие). Небо над нашей головой усыпано звездами, которые названы почти все без нашего участия древнегреческими пастухами…

Не стоит забывать, что эллины жили в государствах, порядок в которых удерживался сам собой, а не за счет гипертрофированного бюрократического аппарата. Законы на Пелопоннесе опирались на элементарные жизненые нормы, понятные всем и каждому. В современном же мире многие не знают до конца как своих прав, так и своих обязанностей.

Более менее зная историю Древней Греции, я могу сказать, что коренным жителям полуострова Пелопоннес жилось прекрасно. Жизнь была куда проще, чем в современном мире и текла неторопливо. Да, они были лишеы многих благ, которые с самого рождения имеем мы, но… не знаю, что бы я выбрал, если бы мне предложили по желанию – родиться в Афинах в 5 в. до нашей эры (году так в 490) или же здесь, в Москве в современном мире, как и произошло.

Во многом эллины своим государственным строем обязанысвоей же собственной мудрости (недаром Пелопоннес считают колыбелью философии). Если бы современные правители были бы столь же мудры и патриотичны, как правители и военначальники древних Афин или Спарты, готовые в любой момент принести себя в жертву ради благополучия государства (как спартанский царь Леонид в войне с персами), то, я более, чем уверен, мы жили бы не хуже греков.

В древнем мире вообще главенствующую роль в жизни любого добропорядочного гражданина играли патриотизми трезвый разум, на смену которым два с половиной тысячелетия спустя пришли жажда стяжательства и приоритет выгодных личных знакомых.

Да, я согласен, что, может быть, слишком идеализирую и утрирую ситуацию, но примерно так это и было на самом деле.

Реферат опубликован: 12/11/2006