Безработица в России (данные на 1992г)

Страница: 1/9

Введение.

В 1992г.,всего через год и 18 дней после провозглашения независимости России, на биржах труда были зарегестрированы первые десятки тысяч безработных.Появление безработных, а вместе с ними и возрождение проблемы безработицы оказалось прямо связанным с переходом к рыночной экономике. Безработица - наличие определенного количества трудоспособного населения, не имеющего постоянного места работы,- это объективная реальность рыночной экономики, для которой, на ряду с другими рынками,характерен рынок рабочей силы. Положение России усугубляется тем, что прежние механизмы поддержания относительного соответствия между спросом и предложением рабочей силы разрушенны, а новые не созданы. Поэтому именно в ближайшие 2-3 года проблема безработицы, с которой население десятилетиями не сталкивалось,а правительство только начинает знакомиться на практике, будет наиболие остра. Со временем и число безработных сократится и меры социальной защиты тех кто временно лишился работы станут более эффективными. Но в сегдняшней России проблема безработицы, впервые после 1930 году, когда была закрыта последняя биржа труда, из области теоретической вновь становиться все более суровой реальностью.

К началу 1993 года было зарегестрированно лишь около 500 тысяч безработных, то к ноябрю цифра увличится в 2 раза. В отдельных региональных на одно место претендуют до 10-ти граждан не имеющих постоянной работы. В ряде регонов Челябинской области, Ямало-Ненецкого автономного округа и в некоторых республиках безработица достигает 7-10%,а в районах, где велик приток беженцев и имеются предприятия, разрушенные военными действиями, более 30% трудоспособного населения безработны. По данным Федеральной службы занятости в первом полугодии 1993 года на одного работающего в государственном сектореприходилось по 18 дней отпуска по инициативе администрации предприятий и организаций.

По эксперементальным оценкам полная или частичная безработица в разных регионах коснулась не мение 5-7 млн. человек ( т.е. 7-10% трудоспособного населения).

При проведении жесткой кредитно-финансовой политики численность незанятых лиц, признанных безработными может значительно увеличится и коснуться массовых профессий отраслей материального производства ( слесари, швейники, текстильщики).

Только при проведении приватизации в десяти ведущих отрослевых комплексах народного хозяйства, по оценкам Госкомимущества России, высвобождение работников достигло 1 млн. человек, а в результате конверсии в военно-промышленном комплексе еще более 0.5 млн. человек.

В связи с этим при разработке комплекса мер на федеральном и региональном уровнях по смягчению социальных последствий проводимых реформ для сферы занятости населения необходимо иметь четкое представление о вероятных источниках безработицы, которые уже существуют, и тех которые могут проявить себя в недалеком будущем.

Несмотря на развертывание информационных сетей, введение новых институтов регулирования, безработица будет постоянно действующим фактором и ее масштабы будут существенно возрастать. Если некоторое время назад ( совсем недавно) "портрет" безработного можно было представить в виде женщины старше 40 лет, имеющей высшее или среднее специальное образование, работавшей в сфере интеллектуального труда и на государственной службе, то теперь состав безработных заметно помолодел.

Пока можно говорить о переходном характере безработицы. Нынешняя безработица еще не отражает общих процессов функционирования рыночной экономики, она является результатом развала ранее существовавших институтов и структур.

И все же безработица имеет гораздо более глубокие основы, определяемые всем ходом социально-экономического развития.Она не только результат перехода к рынку труда, но и условие эффективности занятости. Безработицу нельзя сводить только к проблеме социальной защиты. Этот фактор воздействует на повышение заработной платы и пристижа высокопроизводительного труда. Почему? Прежде всего потому, что при высвобождении рабочей силы из неэффективного производства необходимы социальная защита и дополнительные гарантии тем, кто не в состоянии конкурировать на рынке труда. Встает вопрос о создании надежной системы социального страхования безработицы как общественного риска, за который отвечает государство в качестве главного работодателя и предприятие.

Реферат опубликован: 18/03/2006