История статистической отчетности

Страница: 1/2

Содержание:

Введение 3

История российской отчетности 3

Заключение 6

Список литературы 6

Введение

Отчетность – предусмотренная действующим законодательством форма организации статистического наблюдения за деятельностью предприятий и организаций, по которой органы государственной статистики получают информацию в виде установленных отчетных документов (форм отчетности), утвержденных Министерством финансов РФ и Госкомстатом РФ, подписанными лицами, ответственными за достоверность сведений. Решающими являются две формы: баланс и отчет о прибылях и убытках. Финансовый результат, показанный общей суммой в балансе, расшифровывается по составляющим его элементам в отчете о прибылях и убытках. Предоставление отчетности в предусмотренные адреса и сроки является обязательным.

Методы и формы организации статистической отчетности дифференцируются применительно к различным типам предприятий и формам предпринимательства (государственным, в том числе арендным, акционерным, кооперативным, с привлечением иностранного капитала), а также связанным с индивидуальными видами деятельности.

В настоящее время в России отчетность является основной формой статистического наблюдения. Основную массу сведений, необходимых для повседневного контроля за выполнением государственных планов, для планирования и управления народным хозяйством, а также для научных исследований статистические органы получают в форме отчетности.

Из всего написанного можно сделать вывод, что статистическая отчетность имеет большое значение на протяжении долгого времени. Обратимся к истории российской отчетности.

История российской отчетности

Статистическая отчетность претерпевала изменения на протяжении длитель­ного времени. В начале XVIII в. предпринятые Петром I реформы охватили все, основные стороны общественной жизни. Ломке подвергалось все, а для этого требовались полные учетные данные. В 1719 г. Петр I создал систему коллегий; которые требовали отчетов от подведомственных производств, заведений, а также от местной администрации. Руководящим центром было высшее правительственное учреждение страны — Сенат, который выносил решения и давал указания по проведению важнейших учетно-статистических работ. Здесь же концентрировались полученные материалы. Каждое подведомственное производство должно было да­вать в отчетной ведомости сведения о том, где оно находится, на чьей земле, сколько земли, лесов, какие строения, сведения о рабочих.

В 1802 г. были созданы министерства, которым было поручено собирать учет­ные данные по отраслям. Были изданы циркуляры, согласно которым губернии были обязаны ежегодно представлять отчеты по установленным формам, содержа­щие наравне со всякого рода административными сведениями данные о населении и населенных пунктах, сельском хозяйстве, промышленности. С самого начала уда­лось организовать довольно аккуратное поступление этой отчетности, нарушенное только в 1812 г. Однако достоверность материалов была невысока, так как функции низовых статистических органов выполнял местный административно-полицей­ский аппарат.

В 1811 г. был создан официальный центр правительственной статистики Рос­сии — Статистическое отделение при Министерстве полиции. После 1917 г. статис­тика начала играть большую роль в существовании социалистического общества. Иное место в общественной жизни, иные задачи — все это требовало новой орга­низации статистических учреждений и работ. Было создано Центральное статисти­ческое управление (ЦСУ), организована текущая статистика. Формированию ста­тистической отчетности было посвящено Положение о государственной текущей промышленной статистике от 4 января 1919 г., которым предусматривалась унифи­кация записей в фабрично-заводских книгах в пределах каждой отрасли промыш­ленности. Оговаривались сроки и порядок представления данных в губернские ста­тистические бюро (не позднее 10 числа следующего за отчетным месяца) на блан­ках общегосударственной статистики за подписями лиц, ответственных за правиль­ность данных. По сути Положение представляло собой первый вариант организации статистической отчетности, которая сформировалась в начале 30-х годов и стала основным источником данных. Однако недостатки, а во многих случаях полное отсутствие первичного учета на предприятиях, с одной стороны, громоздкость и сложность предлагаемой программы учета — с другой, не позволя­ли быстро наладить текущую статистику. Составляемые на ее основе сводки были неполными и не исполнялись в срок. В 1922 г. было издано постановление Совета труда и обороны «Об отчетности государственных, кооперативных и частных пред­приятий перед государственными учреждениями». Постановление обязывало все предприятия представлять отчетные сведения в ЦСУ и ВСНХ по установленным программам и согласно инструкциям.

С 1930 г. в статистические органы регулярно стали поступать годовые отчеты предприятий, охватывающие все главные показатели (объем продукции, рабочая сила, отработанное время, себестоимость продукции и т.д.). Дальнейшее расшире­ние отчетной базы произошло в 1933 г., когда была введена единая форма годового отчета предприятий. Переход к отраслевому принципу управления повлек за собой возрастание объемов отчетности. В предвоенные годы была проведена большая ра­бота по ее пересмотру, введена суточная и декадная отчетность. Текущей и годовой отчетностью были охвачены колхозы и совхозы. В военные годы вся работа госу­дарственной статистики была подчинена оперативным нуждам.

Реферат опубликован: 27/04/2007