Проблема народонаселения

Страница: 1/6

План работы.

План работы. 1

На переломе эпох 1

Проблема народонаселения 1

Мальтус — возмутитель спокойствия 3

Смитианец Сэй. 7

Три фактора. 8

Загадки Закона Сэя 10

Разгадка Закона Сэя 13

Мальтус против Закона Сэя 13

Литература. 14

На переломе эпох

Проблема народонаселения

Меркантилисты большое значение придавали росту народона­селения, прямо связывая его с условиями роста на­ционального богатства. Адам Смит при всей сокрушительности сво­ей критики меркантилизма вопрос о народонаселении не рассмат­ривал в контексте критикуемой идеологии. Превосходя своих пред­шественников глубиной проникновения в суть явлений, он отодви­нул этот вопрос на более скромное место. Смит показал, что значе­ние имеет не абсолютный размер народонаселения, а соотношение между производительной и непроизводительной его частями. Что касается первой из них, то он, несомненно, считал численный рост ее функционально зависящим от нескольких величин. Во-первых, от роста оплаты труда; во-вторых, от роста производительности труда. Зная его выводы относительно последнего, можно сказать и так: темпы роста рабочего населения Смит ставил в зависимость от тем­пов роста накопления капитала страны. Одним словом, возрастание богатства народа и рост рабочего населения представлялись двумя взаимозависимыми и синхронными (или почти синхронными) про­цессами, как теперь говорят, с положительной обратной связью.

Как кажется, Смит не видел каких-либо естественных факторов, могущих ограничить рост одного и другого. Опасность исчерпания внутренних резервов экономического роста и перехода экономики из состояния прогресса в состояние застоя виделась ему реальной, но не фатально неизбежной. Она могла быть преодолена посредст­вом непрерывных "импрувментс" — технического прогресса. Зало­гом последнего были: режим свободной конкуренции, раскрепоща­ющий энергию масс, а также строгий правопорядок, обеспечивающий право работника на плоды его труда и создающий стимулы для сбережения дохода. А сбережение было синонимом инвестиций.

Первый, еще отдаленный, удар грома прогремел среди ясного неба теорий социального прогресса и гармоничного саморегулирова­ния. Затем уже нешуточные громовые раскаты потрясли обществен­ное сознание, когда начались кризисы перепроизводства и все яснее обнаруживалась их зловещая периодичность, т.е. закономерность, не вытекающая из каких-либо известных тогда теорий.

Мальтус — возмутитель спокойствия

Непосредственным поводом для выступления Томаса Роберта Мальтуса (1766—1834) были, как известно, очерки У.Годвина "О по­литической справедливости". Основываясь на теории прогресса, из­ложенной Кондорсе (этот французский мыслитель погиб при невы­ясненных обстоятельствах, предположительно, покончив с собой, во время якобинского террора во Франции), Годвин и другие утверждали, что основная причина бед­ности больших групп населения состоит в неспра­ведливом распределении национального дохода. Богатства хватило бы на всех, если бы оно распре­делялось равномерно по всем слоям населения. Нужно плохие законы заменить хорошими — и все заживут прекрасно.

По Мальтусу, эта точка зрения была слишком благодушной. Население имеет свойство увеличи­ваться по закону сложных процентов (геомет­рическая прогрессия), но продовольствие может расти только по закону арифметической прогрес­сии. Если все национальное богатство разделить равномерно, говорит Мальтус, бедность действи­тельно исчезнет . но только на момент. Достаток пищи для всех снимет все преграды для размно­жения (например, разумную осторожность в при­бавлении семейства). Это вызовет неограничен­ный рост населения, далеко выходящий за преде­лы возможностей его прокормить. Возникнет такой голод, какого еще не было. И воцарится бес­просветная нужда со всеми социальными бедствиями, связанными с нею. Мальтус считал, что предотвратить массовую бедность можно только нравственным воспитанием населения. Вступать в брак сле­дует лишь тогда, когда есть уверенность, что данная пара твердо сто­ит на ногах и сможет прокормить детей. Каждому нужно понять, что рассчитывать он может только на себя. Каждый должен цели­ком нести ответственность за свое неблагоразумие. И всякие попыт­ки даже частной благотворительности, тем более государственных субсидий, только ослабляют вышеуказанные ограничения роста на­селения.

Реферат опубликован: 10/06/2007